О чем еще расскажут убыхские курганы

В селе Алексеевка, расположенном между поселком Лазаревское и аулом Тхагапш, ученые нашли 34 кургана – адыгских захоронений, относящихся к периоду убыхской культуры. Это конец 18-го – начало 19 века. Об этом рассказала руководитель одной из археологических экспедиций, работавших в Лазаревском районе г. Сочи, Оксана Сергеева корреспонденту Адыгэ Макъ Анзору Нибо.

О глубоких адыгских корнях главного курорта страны, даже спустя века, свидетельствует древняя земля наших предков. Интерес к южной столице России со стороны археологов всегда был повышенным, но особый всплеск внимания ученых к раскопкам на территории Сочи пришелся на период подготовки города к Олимпийским играм 2014 года. Несколько экспедиций из разных регионов страны в то время работали и в Лазаревском районе, на территории которого расположены несколько населенных пунктов компактного проживания коренного народа Причерноморья.

— Интерес археологов к Черноморскому побережью отнюдь не случаен, считает Оксана Сергеева. Сочи – город с богатейшим историческим прошлым, местный культурный слой здесь поистине неисчерпаем. И крайне мало изучен. Несмотря на активную работу исследователей из разных регионов страны, ежегодно приезжающих сюда на раскопки, «белых пятен» остается все еще немало.
В Лазаревский район группу Сергеевой, живущей в Саратове, привело не только жгучее желание вновь прикоснуться к тайнам прошедших веков. Изыскательские работы произведены по заказу компании «Кубаньэнерго», планировавшей накануне Олимпиады замену и перенос линий электропередач на большом участке в горной местности. В соответствии с требованиями законодательства на предполагаемой территории строительства высоковольтных опор необходимо проведение научных археологических исследований. Тендер на раскопки тогда выиграло ООО «Археологическое общество Кубани», которое, в свою очередь, заключило договор с саратовцами.

– Мы провели в Сочи почти три с половиной месяца, – рассказала Оксана Сергеева. – Поработали в Лоо, Вардане, Солониках, Мирном и Алексеевке. Прошли вдоль всей будущей трассы. Обнаружили немало интересного. Большинство находок имеют несомненную историческую ценность.

Раскопки производились в полном соответствии с правилами, подчеркивает Оксана Сергеева. На каждый курган есть масса чертежей и фотографий. Все тщательно зафиксировано. Составлены подробнейшие отчеты. Обнаруженные в захоронениях артефакты – элементы украшений, керамики и оружия, предметы домашней утвари – после тщательного изучения будут переданы в Лазаревский этнографический музей. Останки человеческих тел – они из-за особенностей здешней почвы, к сожалению, очень плохо сохранились – планируется вновь предать земле.

В ходе проведения работ была обнаружена одна интересная деталь, рассказала участница экспедиции Галина Оверина. Техника кладки в тех или иных захоронениях разная.

–У них непохожий рисунок расположения камней, – подчеркивает она. – Это говорит, скорее всего, о том, что могилы появлялись здесь в разное время. Исследование данной особенности курганов позволит узнать, какие обряды погребения использовали носители убыхской культуры в те или иные исторические периоды.

Тема, несомненно, привлечет внимание и других ученых. Впрочем, сам факт обнаружения курганов в той же Алексеевке, а также адыгских захоронений в других населенных пунктах – Вардане, Лоо или, скажем, в Солониках, не должен никого удивлять: в этих местах до Кавказской войны располагались крупные аулы – природная граница между Шапсугией и Убыхией, проходившая по реке Шахе, была весьма условной. Достаточно взглянуть на географические карты того времени. Та же Алексеевка, к слову, появилась в самом начале 20-го века на месте шапсугского селения Гоайе и была названа в честь Алексея – сына российского императора Николая II.

В прежние годы курганные могильники археологи находили и в долине реки Чухукт (ныне – поселок Каткова Щель. – Прим. А.Н.). По мнению ученых, эти погребения, а их здесь насчитали не менее тридцати (большинство оказались разграблены «черными» копателями), не что иное, как убыхское воинское кладбище, возникшее, предположительно, весной 1864 года. Об этом свидетельствует содержимое могильников: в них покоились погибшие. Как считают некоторые историки, убитых на поле боя адыги хоронили в боевой одежде – черкесках и в полном вооружении. В иной мир воин, отдавший жизнь за свободу Родины, уходил с тем, что имел при жизни на этой земле…